Waving от «А» до «Б»

Опубликовано: 28/12/2010 в 15:27; Автор: Данила Лав 4 комментария

Waving tutorial.jpg

В качестве небольшого предисловия стоит, пожалуй, объяснить выбор темы. Вэйвинг (waving) — очень красивый стиль, и стиль весьма разнообразный. Разнообразный настолько, что заслуживает отдельного разговора. С одной стороны, может показаться, что базовая техника волн не так уж и сложна. Однако, для достижения настоящего качества исполнения, необходимо принимать во внимание определенные факторы. Вдобавок, с момента появления фанковых стилей вэйвинг породил такое множество всяческих подстилей, что неупоминание о них становится просто неприличным, если не сказать постыдным. Все это и становится решающим при выборе темы и наполнении ее содержанием.

1. Определение вэйвинга. Стандартный и экспериментальный вэйвинг. Особенности техники волн.

Вэйвинг — фанковый стиль, при исполнении которого танцор использует пластичные движения, имитируя движение по телу одной или нескольких волн. Под волной понимается движение, в ходе которого за счет последовательной работы мышц и суставов создается иллюзия перемещения сгустка энергии из одной точки пространства в другую, причем точки эти могут находиться как на теле танцора, так и вне его. Волны характеризуются разной амплитудой, характером исполнения, направлением, качеством движения и другими признаками.

Вариантов исполнения вэйвинга изначально существовало множество, причем каждый подстиль отличался от остальных по приведенным выше параметрам. Тем не менее, все они имели общую базу и общие принципы. В последние несколько лет мы становимся свидетелями появления нового направления — экспериментального вэйвинга, которое хотя и имеет в своей основе все ту же волну, однако сильно отличается от вэйвинга базового. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие западные танцоры, как Elsewhere (проект Detours) и Skywalker. Отдельно стоит упомянуть про танцевальное направление в рэйв-культуре, под названием «liquid». Хотя споры вокруг него продолжаются и по сей день, необходимо заметить, что концепция волн все же является основой liquid, хотя помимо волн в данном танце существуют также и так называемые потоки (threads), выполняемые по другой технике.

Что касается качества исполнения волн, то здесь, несмотря на обширное число критериев, основным показателем является все же изоляция. Изоляция — это способность владеть каждой из задействованных частей тела по отдельности. Например, при исполнении базовой волны руки находятся в исходном положении, и двигается лишь тот сустав, по которому волна идет в данный момент. При хорошей изоляции, другие суставы, части тела будут абсолютно неподвижны. Изоляция — это то, благодаря чему волна смотрится волной, а не непонятным изгибанием корпуса. Независимо от амплитуды, качественная волна должна быть хорошо изолированной, ибо именно изоляция создает иллюзию. Как термин, она пришла из пантомимы, и в различных техниках пантомимы можно найти упражнения на изоляцию различных частей тела.

2. Вспомогательные упражнения на технику волн.

Стоит, пожалуй, объяснить, почему мы говорим здесь о вспомогательных, а не основных упражнениях. Дело в том, что основным способом работы над волнами является элементарное многократное повторение оных, желательно перед зеркалом, пытаясь добиться максимального качества. Но это понятно в любом случае. Ниже однако мы приведем некоторые любопытные упражнения, которые при постоянном применении позволяют добиться лучшего контроля над собственным телом, а также освоить некоторые базовые движения.

Упражнение 1.

Это даже не упражнение как таковое, а скорее просто способ отработки четкого, мелкоамплитудного вэйвинга. Суть его состоит в том, чтобы механически фиксировать корпус при выполнении волны. Вот простой пример. Сядьте на диван, положите руки на спинку таким образом, чтобы все суставы (пальцы, кисти, локти, плечи) соприкасались с ее поверхностью. Теперь, пуская волну, следите за тем, чтобы не отрывать от спинки те части тела, по которым волна не идет. Иными словами, когда волна идет по кисти, то пальцы, оба локтя и плечи остаются в соприкосновении со спинкой, в то время как кисть — над ней. Далее кисть возвращается на место, поднимается локоть и так далее. Таким образом тренируется способность оставлять на месте незадействованные части тела. Стоит выполнять данное упражнение как расслабившись, так и в напряжении — это поможет вашей мышечной памяти. Причем, вместо дивана, руки можно класть на любую ровную поверхность, скажем, стол. Аналогичным способом возможна отработка базовой волны корпусом — стоя у стены либо другой вертикальной поверхности.

Упражнение 2.

Данное упражнение просто до безобразия гениально в своей простоте. Не буду приписывать авторство себе, скажу лишь, что я до него дошел сам, хотя вполне допускаю, что до меня подобными вещами занимались и другие люди. Направлено оно на выработку мышечного контроля и овладение свом телом, а гениально своей универсальностью, ибо применяться может как в спортивном зале, так и дома, на работе, в общественном транспорте и вообще везде, где выдается свободная минутка. Предположим, вы сидите в троллейбусе (трамвае, метро). Вы расслаблены. Это вообще очень важно, уметь расслабляться и снимать мышечные зажимы (в список рекомендуемой литературы включаем «Работу актера над собой» Константина Сергеевича Станиславского). Суть упражнения состоит в том, что называется стилем «фэйк вэйвинг» (fake waving). Вы отрабатываете любые волны, какие вам заблагорассудится, но без реального движения. Иными словами, импульс энергии перемещается по вашему телу исключительно за счет мышечного напряжения. Вот примерный вариант выполнения: вы напрягаете и расслабляете последовательно кисти (напрягли — расслабили), бицепсы, грудь, пресс, ягодицы и так далее, до икроножных мышц. Затем проделываете то же самое, однако в обратном порядке, пуская волну вверх. Поначалу, это требует некоторой концентрации, однако вскоре все переходит на уровень автоматизма. Опять же повторим, отрабатываются таким образом любые направления. Освоили это — попробуйте другой вариант. Корпус расслаблен, последовательно напрягаете кисти, бицепсы и далее в том же порядке, до тех пор, пока по всему пути следования мышцы не будут напряжены. То есть вы как бы «включаете» их, а потом, выполняя волну в обратном направлении, вы так же, последовательно, «отпускаете», или расслабляете мышцы. Существует множество вариантов — попробуйте поиграть с характером напряжения (резко/плавно), пустить две волны навстречу друг другу, задействовать в нужной траектории как можно большее количество мышц и так далее. Вы обнаружите у себя мускулы, о которых даже не подозревали, и в определенном смысле, получите способность ими управлять. При внимательном выполнении, одежда вполне скрывает вашу напряженную работу, так что у коллег или попутчиков не возникнет сомнений в вашем физическом либо психическом здоровье.

Упражнение 3.

Автором следующего упражнения является ShiftedShapes, за что ему огромное спасибо. Оно, как и предыдущее, помогает добиться лучшего контроля над телом, а также научиться использовать определенным образом ваши суставы. В дальнейшем, это должно сильно помочь в освоении техники «roll waves» и таких стилей, как снейкинг и кобра. Итак, приступим. Вы кладете ладони на стол, либо другую поверхность, дабы обеспечить их неподвижность. Далее ваша задача — последовательно совершать круговые движения каждым суставом (кисти, локти, плечи, грудь и так далее). По мере отработки задача усложняется и вы вращаете уже двумя суставами одновременно (один, предположим, кисть, находится в нижней точке вращения, в то время как другой — локоть — в верхней, таким образом, чтобы рука ваша напоминала эдакий коленвал). Если вы освоились с движением — попробуйте задейстовать остальные суставы. Дома можете попробовать то же самое, не кладя рук на стол, а держа их в различных положениях, скажем, над головой или на уровне плеч. Также стоит задействовать и корпус. Возможно, поначалу будут возникать определенные проблемы с вращением бедрами и нижней частью тела, однако помните — все приходит с практикой. Вообще вращение в суставах очень полезно, так как развивает их подвижность, а подвижность, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом общей пластики тела.

3. Стили вэйвинга.

Данная часть статьи является, наверное, основной. Ниже мы приводим описание различных подстилей вэйвинга. Безусловно, «лучше один раз увидеть», и степень подвешенности языка у автора не является гарантией правильности восприятия. Однако же, как показывает практика, даже неправильно понятое описание движения может привести к отличным результатам, а то и к созданию чего-то нового и оригинального. Поэтому все же стоит посвятить время разбору различных типов волн. За основу было взято описание, приведенное WaveOmatic’ом (wavemasters.net) и являющее собой ценнейший экстракт опыта, накопленного профессионалом. Я взял на себя смелость давать названия волн в оригинале и в транскрипции, а на переводить их, поскольку в переводе многие из них будут звучать весьма бессмысленно. Итак, приступим.

3D waves — триди вэйвс. В отличие от одноименного стиля, триди вэйвс — это волны в режиме строубинга или анимейшн. Иными словами, базовая волна выполняется с либо большим, нежели одиннадцать (если говорить про руки) количеством точек/остановок, либо же, просто с добавлением лишних остановок на некоторых участках (например, от кисти до локтя, равно как и от локтя до плеча, движение можно остановить не один, а два или более раз).

Roll waves — ролл вэйвс. Волна с вращением. То, о чем мы говорили в «Упражнениях». Волна не просто идет от сустава к суставу, но заставляет их поочередно вращаться. Задействовано может быть все тело — руки, голова, грудь, плечи, живот, бедра, колени. Напоминает стили «снэйкинг» и «кобра».

Mirror waves — миррор вэйвс. «Миррор» с английского — «зеркало». Данные волны, в основном, применяются на руках. Скажем, левая рука в точности повторяет волну, идущую по правой руке, с той же амплитудой, характером и скоростью. Представьте это таким образом, словно одна ваша рука находится перед зеркалом, а вторая — это ее отражение. Тогда и движения должны оставаться полностью синхронизированными.

Deep waves — дип вэйвс. Это большая, преувеличенная волна. Иными словами, волна с очень большой амплитудой и периодом. Например, выполняя такую волну корпусом, вы словно ныряете, создавая таким образом гипертрофированное движение.

Water waves — уотер вэйвс. Данные волны создают иллюзию того, что вы находитесь на поверхности либо под водой. Волна идет по телу так, словно ею управляет течение. По характеру, «уотер вэйвс» очень плавные и идут с переменной скоростью, словно под влиянием потока воды.

Chase waves — чейс вэйвс. Начинаются они, преимущественно в руках. Эффект таков, словно одна рука начинает волну, а другая вступает чуть позже, как бы преследуя ее.

Set waves — сет вэйвс. Из двух данных Ником описаний, мы приведем наиболее понятное. Здесь вновь появляется аналогия с водой. Волны идут последовательно, одна за другой, различаясь по амплитуде. Например, сначала мелкая, потом побольше, и затем, волна с большой амплитудой, подобно океанскому прибою. Собственно, идея и родилась у танцоров во время тренировок на пирсе, где они наблюдали за морем и пытались повторить характер морских волн.

Fastforward waves — фастфорвард вэйвс. Здесь все подобно обычной видеокассете. Вы выбираете момент в волне и резко увеличиваете скорость, словно кто-то решил перемотать движение вперед. Отсюда же и rewind (риуайнд) waves, где вы включаете «перемотку назад».

Twist waves — твист вэйвс. Вы начинаете волну, и, по достижении определенного момента, начинаете закручиваться/поочередно разворачивать тело, иными словами, выполнять твист-о-флекс. Наподобие вращающейся ленточки. Например, волна по руке дошла до плеча, данный импульс разворачивает голову, затем плечевой пояс, и так далее.

Turn waves — терн вэйвс. Несмотря на некоторую синонимичность, от предыдущих волн все же отличаются. Предположим, вы выполняете волну корпусом. Дойдя до середины, вы поворачиваетесь и продолжаете волну.

Fake waves — фэйк вэйвс. Об этом мы также уже упоминали. «Фэйк» в переводе — «фальшивка, подделка». Иными словами, вы имитируете волну, реального движения не выполняя. Делать это можно с помощью последовательного сокращения мышц, как описано в первом упражнении, либо вэйв трейсинга. Одним словом, вы даете понять, что волна идет по телу, реальной волны не пуская.

Character waves — кэрэктер вэйвс. Характерные волны (от слова «характер»), то есть имитация движений какого-либо персонажа/животного/механизма. Например, пытаясь показать медузу вы передаете ее уникальный способ перемещения.

Wavetracing, или «волна со слежением», уже был описан как стиль в предыдущих статьях. Поэтому много внимания уделять ему не будем. Напомним лишь, что название говорит само за себя — вы не просто выполняете волну, но также непрерывно ведете одну или обе руки по корпусу по ее ходу, за волной таким образом следя. Стоит добавить, что следить за волной не обязательно ладонью. Делать это можно и пальцами, собранными в щепотку, и просто двумя пальцами, или, скажем, выполняя по ходу спайдермена, когда пальчики создают иллюзию того, что по телу бежит паук (создателем стиля «спайдермен» считается Поппин Пит, но Виглс приводит любопытную версию происхождения подобных движений — он человек многодетный, и временами, развлекая отпрысков, пугал их таким вот «паучком»…).

Ну и завершая статью, следует сказать, что как автор, я бы рекомендовал ее как руководство к действию тем, кто уже имеет определенные, пусть самые элементарные, навыки вэйвинга. Как бы красочно ни были описаны различные стили и движения, волну все же нужно показать и увидеть. И лишь имея правильное о ней представление, начинать собственные эксперименты.

При создании данного труда использовались материалы форума mrwiggleshiphop. Значительная часть содержания была предоставлена членами форума WaveOmatic и ShiftedShapes, за что им большое спасибо.

Источник: Владимир Шереметьев (urban-dance@yandex.ru)


Написать комментарий к статье:

Комментарии ВКонтакте
Комментарии сайта
  1. Byrn · 30/12/2010 at 15:38 ·

    Вейвинг — на самом деле очень сложный стиль. Да,конечно, каждый танцор вправе придумывать названия для тех техник которые он танцует, смешивая и искажая их.»Character waves – кэрэктер вэйвс» — для примера. Интерессная интерпретация) Я больше придерживаюсь научной терминологии.Бионика — Это  моделирование или подражание живым организмам. Термин «Бионика» — Идеально подходит для обозначения имитации движений органических существ. Кальмаров, Медуз, Змей, Рептилий и тд. В Поппинге часто используются гекконы и собачки) Отдельное большое спасибо Авторам этого Чудесного сайта за столь познавательную фотовидеоинформацию. С Наступающим Вас! Всех Благ!

    Танцуй, когда ты сломлен

    Танцуй, если ты сорвал завесу.

    Танцуй в разгар битвы.

    Танцуй в своей крови.

    Танцуй, когда ты совершенно свободен.

    • Привет. Смотрю ты отлично разбираешься в теории и как таковой философии танца…. я лично такое очень приветствую!!! Редкие танцоры танцуя, пытаются понять суть и смысл происходящего… а это ведь неотъемлемая часть танцевального развития!!!! Да, про как таковой поппинг — ты прав!!! Я его за это и люблю, что он такой разнообразный, интересный, мудрый и развивающий танц стиль! Что касается сайта, то всегда пожалуйста 😉 пользуйтесь на здоровье 😉

      Танцуй по всей планете!
      Танцуй со всеми людьми!
      Танцуй в любое время!
      Танцуй всю свою жизнь!!!

  2. furtive · 13/01/2011 at 04:47 ·

    хм. мне вот 16 лет. стоит начинать этот стиль или нет? и вообще через какое время можно хотя бы стать чем нибудь средним между новичком и мастером

    • Конечно же стоит!!! Даже не думай об этом!!! Находишь у себя в городе школу (могу помочь в этом) и начинаешь тренироваться!!! Можно конечно и самостоятельно попробовать….но лучше пойти в танцевальный класс….изначально вейвинг — это подстиль поппинга, так что школу нужно искать именно по этому танцевальному стилю….хотя поппинг в принципе и в хип-хоп входит, так что можно и его поискать 😉
      …..что касается скорости, то здесь всё зависит во-первых от тебя, ну а во-вторых от школы….но при хорошем упорстве и желании, волну можно научиться пускать уже через несколько тренировок 😉