Управление взглядом в танце

Опубликовано: 07/06/2008 в 21:19; Автор: Данила Лав 1 комментарий

Тратя многие часы на постижения технических основ танца, многие исполнители упускают из виду достижение внешней выразительности, которая должна обязательно присутствовать в их танце. А в результате, их технически совершенный танец становится не заметен для зрителя. Он не привлекает к себе внимание, хотя, с профессиональной точки зрения, находиться на весьма высоком уровне

rep_28_072_2_0

Бывает, что менее «техничные» исполнители выглядят гораздо более убедительно, несмотря на технически огрехи, которые проглядываются в их исполнительском мастерстве.
Так как привлечь к своему танцу внимание зрителей? Как донести до них своё профессиональное мастерство, показав именно убедительный, уверенный и выразительный танец?
Одно из основных средств в арсенале исполнителя — взгляд. Глаза. Они одни способны передать десятки эмоций — смеяться, грустить, полыхать гневом, или источать ласку — при этом лицо может оставаться абсолютно неподвижным. Не зря, когда хотят узнать правду об истинных намерениях человека, говорят «Посмотри мне в глаза». Глаза — зеркало души.
Умение контролировать собственный взгляд может пригодиться во многих жизненных ситуациях. Вспомните, например, взгляд провинившегося ребёнка, который смотрит на вас снизу-вверх из под бровей, слегка опустив голову и при этом моргая ресницами. Такой взгляд способен моментально вызвать сочувствие и жалость, продолжать нравоучения становиться очень трудно. Используйте подобную тактику, в сочетание с раскрытыми к собеседнику ладонями и чуть сгорбленной спиной, при встрече с сотрудниками ГИБДД и количество штрафов заметно уменьшится.
В жизни, взгляд также играет важную роль в моменты флирта. «Стрелять глазками», это искусство многие представительницы прекрасного пола освоили в совершенстве с юных лет. Поймать на себе взгляд соседа в кафе, не правда ли знакомое вам ощущение, милые дамы?
Обратите внимания, что в моменты общения людей между собой, основную часть времени вы стараетесь смотреть именно в глаза собеседника, когда к нему обращаетесь. Конечно, оценив предварительно его цельный образ. Если на пути вашего взгляда встаёт какое-либо препятствие (например, солнечные очки с тёмными стёклами), возникает ощущение дискомфорта, скрытности собеседника. Ощущение, что человек недостаточно откровенен. Наоборот, прямой, открытый взгляд в глаза собеседника внушает уверенность и доверие, что давно известно специалистам по прямым продажам.
Итак, это всё хорошо, но как эти знания можно использовать именно в танце?
В танце у вас нет времени гипнотизировать взглядом кого-либо — всё развивается очень быстро и стремительно. Ваш взгляд должен быть профессиональным — отработанным на тренировках. Становясь профессиональным навыком, взгляд превращается в фокус. Фокус — осознанно направленный взгляд, сфокусированный на определённой точке. Всего существует 5 видов фокуса, то есть направления взгляда в танце:


1. В глаза
2. На точку
3. Внутрь себя
4. Внутрь пары
5. На жест


В-первую очередь используем подсознательное желание видеть взгляд собеседника, к которому вы обращаетесь. Когда человек говорит, а собеседник смотрит ему в глаза, то говорящий уверен, что его слышат. То же самое в танце. Если вы поймали взгляд зрителя, то уверены, что он вас видеть и обратное — поймав ваш взгляд, зритель уверен, что вы танцуете именно для него. Наивный. Использование этого принципа создаст в вашем танце ощущение «адресности», когда вы точно знаете, кому адресуете свой танец и это также однозначно видно для окружающих.
Сразу хочу предостеречь — ловить взгляд судей во время соревнования (показательные выступления не в счёт) категорически противопоказано! Не забывайте, вы танцуете для зрителей. Когда танцуете в паре, то танцуете в первую очередь друг для друга, а зрителям показываете, как у вас это здорово получается — пусть наслаждаются. Судей интересуют ваши профессиональные качества, не стоит пытаться очаровать их — в момент судейства у них другие задачи, отрешиться от всего и наслаждаться чьим-то танцем они не могут себе позволить, в силу своих профессиональных качеств.
Если вы смотрите на зрителей, то смотрите на кого-то одного и именно в глаза. Для достижения максимального эффекта половой признак тоже стоит учитывать.
Также обратите внимание на «интенсивность взгляда». Попробуйте посмотреть на человека стоящего прямо перед вами и на человека стоящего в отдаление. Согласитесь, интенсивность взгляда различна. Не переборщице! В эмоциональном порыве, бросив взгляд на близсидящего зрителя с интенсивностью предназначенной для галёрки, можно спровоцировать неадекватную реакцию на ваши действия. От экстаза, до инфаркта.
Мы разобрали фокус «в глаза». Двигаемся дальше…
А как же быть, когда зрителей не видно за яркой рампой сцены? Или их вообще нет, например на тренировке? Тогда вам нужно использовать второй вид фокуса — «на точку». В зависимости от задумки балетмейстера фокус «на точку» может быть направлен в абсолютно различных направлениях. Мы всегда примерно представляем, где у собеседника расположены глаза. А вот, при использовании фокуса «на точку», взгляд может быть направлен куда угодно — в потолок, в пол, в угол, в зал и т.д. Обязательным условием остаётся то, что взгляд должен быть осознанно(!) направлен в одну конкретную точку. Чтобы взгляд не выглядел испуганным и ошарашенным, а также, чтобы избежать рассеивания внимания, потерю используйте следующий принцип — поймав взглядом точку, постарайтесь осознать, на что вы смотрите. Например, на стену. Вы должны видеть не стену, а конкретный кирпич в этой стене, какой он формы, какого цвета. То же самое и с другими предметами. Этот принцип, анализа увиденного, можно также использовать и при взгляде в глаза — просто отметьте для себя, какого они цвета.
Если ваш взгляд, предназначенный стене, ввиду отсутствия зрителей, всё же натолкнулся на человека, обязательно смотрите ему в глаза! В противном случае, рискуете спровоцировать конфуз.
Быстро нарисую в вашем воображение картинку: девушка, исполняя латину на конкурсе бальных танцев, к примеру, в самбе, цепляется взглядом за пояс брюк сидящего за столиком джентльмена и при этом улыбается, как и положена, во все 32 зуба, честно «отрабатывая» интенсивность взгляда «на галёрку»… Случай реальный. Джентльмен, после этого, спешно ретировался в туалетную комнату, решив, что пролили что-то на брюки.
Также, осознанная остановка взгляда на конкретной точке в пространстве помогает остановиться после серии поворотов. А во время линии вращений, помогает сохранить нужное направление продвижения.
Следующий вид фокуса может сослужить вам злую службу — злоупотребление им наоборот сделает вас ещё более незаметными на танцевальной площадке. Всё хорошо в меру. В предыдущей статье я упоминал, что для достижения выразительности, танец не в коем случае не может быть монотонным и, что бы привлечь к себе внимание, должен состоять из контрастов. Контрастным фокусу «в глаза», как раз и является фокус «внутрь себя».
Если ваш танец будет целиком и полностью посвящён зрителям и окружающим вас стенам, он превратиться в подобие радостного щенка, который рад играть со всеми. На него посмотрят, порадуются, а потом перестанут обращать внимание. Чтобы не потерять внимание зрителей, необходимо использовать контрасты.
Фокус «внутрь себя» необходим танцору для создания драматического образа. Чувство концентрации на себе, на том, что сейчас происходит в теле, на своих внутренних ощущениях. Исполняемое в этот момент движение выглядит адресованным только себе, только для себя, чем-то личным, интимным. Способствует создание истинно женственного, и в тоже время, истинно мужественного образа. В зависимости от пластики тела. Используйте этот тип фокуса именно для достижения драматического эффекта в своей хореографии, но не злоупотребляйте. Даже в попытке изображения глубокой внутренней трагедии, в какой либо балетной партитуре, использование только фокуса «внутрь себя» приведёт к тому, что танцор будет оторван от зрителя. Изолирован для восприятия. В этот момент исполнитель как бы исчезаете из внимания зрителя. Мигающий свет всегда заметнее статично горящего. Используйте это.
Контрастным фокусу «на точку» является фокус «внутрь пары». При сольном исполнение его заменяет фокус «в себя». При коллективном он превращается во «внутрь группы». Всё просто.
Чтобы понять, что значит «внутрь пару» попробуйте следующее упражнение: встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, смотрите друг другу в глаза. Почему именно в глаза? А вы читаете с начала? Да? Ну тогда прочитайте ещё раз. Повторение — мать ученья.
С оставшимися продолжаем упражнение. Теперь, сохраняя взгляд «глаза в глаза» встаём друг к другу правыми боками. Теперь левыми. А теперь спиной друг к другу. Продолжаем смотреть друг другу в глаза. У кого получилось? Когда встаём «спиной к спине» заглянуть в глаза друг к другу конечно же не удастся, но направьте свой взгляд в сторону и попробуйте увидеть, «кто это стоит у меня за спиной?» Это также является фокусом «внутрь пары». Особенно ярко смотрится, если, встав спиной друг к другу, попытаться увидеть стоящего за спиной через одноимённые плечи.
Этот вид фокуса используется для создания ощущения единства пары, коллектива. Стандартной ошибкой для многих пар, при исполнение параллельных партий в два плана, отдельно друг от друга, становится то, что огни напрочь забывают о существование партнёра и начинают полностью адресоваться к зрителям. Это разрушает образ пары. Если рядом ещё одна пара начинает также исполнять параллельный кусок, часто становится совсем не понятно, а кто с кем танцует? Не забывайте чередовать фокус «на точку» и «внутрь пары». Также, злоупотребляя фокусом «внутрь пары» вы рискуете изолировать свой танец от зрительского восприятия и упустить его внимание. Не злоупотребляйте. Осознанно повторюсь, всё хорошо в меру.
И последний вид фокуса «на жест» не имеет своего антипода. Этот вид фокуса призван подчеркнуть исполняемый в хореографии жест, например указывание рукой. Можно просто «тыкнуть пальцем», а можно сопроводить жест взглядом. Смотреть нужно именно на ту часть тела, которой исполняется жест, в примере с «тыканьем пальцем» — именно на палец. К этому виду фокуса применительно всё, что обсуждалось выше — интенсивность, осознанность, анализ. Осталось добавить, что фокус «на жест» может быть один на пару, или на коллектив. Например, в паре партнёрша вращает бёдрами и подчёркивает этот жест взглядом, а партнёр также смотрит на бёдра партнёрши. С этим видом фокуса трудно переборщить, так как танцевальная хореография редко изобилует жестами. Но не забывайте — всё хорошо в меру.



Написать комментарий к статье:

Комментарии ВКонтакте
Комментарии сайта
  1. sue · 11/06/2008 at 11:21 ·

    замечательная статья!!!!!!Столько всего полезного узнала…Обязательно постараюсь применять…И на счет того, что нельзя категорически смотреть на судей тоже согласна, хотя многие танцоры делают совсем наоборот…И побеждают…Профессионализм профессионализмом, а судьи тоже люди…))